Russian classics (rus)

Достоевский

Пятикнижие: Братья Карамазовы (best)

  • слишком высокие требования Его к людям, практическая невозможность исполнения: как может 15 летний человек воздерживаться от рукоблудия? какую силу/ум нужно иметь чтобы уверовать в невидимое без чудес? может быть и прав был дьявол, в своих трех вечных вопросах/ искушениях Иисусу? не высока ли цена свободы выбора? (Великий Инквизитор)
  • грех церкви: сила, власть, авторитет, подстраивание под реалии (Великий Инквизитор)
  • будущее морали, до чего додумается человечество? перспектива построения новой вавилонской башни, грех гордыни (преступления нет, стало быть нет и греха)
  • черт путает и водит: а был ли черт? или галлюцинация? (Кошмар Ивана Карамазова)
  • что за вера насилием? что за вера чудесами? (Кошмар Ивана Карамазова)
  • невозможность всепрощения: мать убитого ребенка не должна прощать убийцу (Атеизм Ивана Карамазова)
  • безграничность страданий человеческих: в чем виноваты хотя бы дети, которых насилуют и убивают просто так? их страдания нужны, чтобы искупить вечную гармонию?
  • двойственность/выбор человека: — Я думаю, что если дьявол не существует и, стало быть, создал его человек, то создал он его по своему образу и подобию. — В таком случае, равно как и бога.

Пятикнижие: Бесы

  • невозможность рациональности (материальной) в вере: «Бог необходим, а потому должен быть, — говорит он. — Но я знаю, что его нет и не может быть. С двумя этими мыслями жить невозможно».
  • НЕ ДОЧИТАНО

Пятикнижие: Преступление и Наказание

  • в чем рациональный смысл жизни, которая состоит только из страданий? “Но кто же сказал, что она не сошла уже с ума? Разве она в здравом рассудке? Разве так можно говорить, как она? Разве в здравом рассудке так можно рассуждать, как она? Разве так можно сидеть над погибелью, прямо над смрадною ямой, в которую уже ее втягивает, и махать руками, и уши затыкать, когда ей говорят об опасности? Что она, уж не чуда ли ждет? И наверно так. Разве все это не признаки помешательства?”
  • почему убийство (в том числе и самоубийство) худший грех
  • Соня Мармеладова – лучший символ самоотверженности и жертвенности


Чехов

  1. рассказ “Пари”: жить в одиночестве лучше чем в суматохе, истинный смысл в жизни в регилии, образованность:

И я презираю ваши книги, презираю все блага мира и мудрость. Всё ничтожно, бренно, призрачно и обманчиво, как мираж. Пусть вы горды, мудры и прекрасны, но смерть сотрет вас с лица земли наравне с подпольными мышами, а потомство ваше, история, бессмертие ваших гениев замерзнут или сгорят вместе с земным шаром.Вы обезумели и идете не по той дороге. Ложь принимаете вы за правду и безобразие за красоту. Вы удивились бы, если бы вследствие каких-нибудь обстоятельств на яблонях и апельсинных деревьях вместо плодов вдруг выросли лягушки и ящерицы или розы стали издавать запах вспотевшей лошади; так я удивляюсь вам, променявшим небо на землю. Я не хочу понимать вас.

Пари, Чехов